allinn (allinn) wrote,
allinn
allinn

Categories:

от ямщика до первого поэта

Читаю тут некоторой надобности ранние статьи о русских народных песнях -- и вот что подумалось при взгляде на примеры и цитаты в двух статьях 1818 г. - "Нечто о народных Руских песнях" А. П. Гевлича (Соревнователь. 1818. Ч. 2. Кн. 3. С. 337-354) и "О характерах Русских народных песен" А. Г. Глаголева (Труды Общества Любителей Российской Словесности при Императорском Московском Университете. 1818. Ч. 11. Кн. 17. С. 33-51; это даже можно см. https://books.google.ru/books?id=gNZKAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false)

Поэт Пушкин, выходит, цитирует в разных своих сочинениях и записывает в набросках, так сказать, эталонные русские песни, те, которые, например, называют в качестве образовых оба упомянутых автора.

Оба ученых автора цитируют действительно замечательную песню "Уж как пал туман на сине море..." -- по ее первой строке Пушкин будет размечать "русский стих" в набросках к "Вадиму", а другую - про то, что "курится огонек/огонечек малешенек" - запишет среди стихотворных черновиков в конце 1825 г.
В раннней редакции "Бориса Годунова" Варлаам должен был петь песню "Ты проходишь, дорогая, мимо кельи..." -- и вот она, пожалуйста, полностью в статье Гевлича (и была переведена, кстати, на немецкий язык "г. Геце" вместе с "Уж как пал туман..."). У Глаголева, с другой стороны, -- красочное описание исполнения "Не шуми, мати, зелена дубравушка" и небольшая цитата из нее ("дикобразой разбойник ... задумался о праведных казнях, его неминуемо ожидающих" -- ср. хрестоматийное "простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом").
И вот еще подумалось -- в описании печального ночлега Руслана, когда его, спящего в чистом поле, коварно поражает Фарлаф (финал 5-й и начало 6-й песни РиЛ), -- нельзя ли видеть, при устойчивости, конечно, элементов описания смерти богатыря, -- некоторый отзвук лирической ситуации все той же песни "Уж как пал туман на море синее...":

На ковре лежит удал добрый молодец,
Прижимает платком рану смртельную,
Унимает молодецку кровь горячую.

Подле молодца стоит его добрый конь,
И бьет своим копытом мать сыру землю...
Как вздохнет тут удалый добрый молодец.
Подымалась у удалого его крепкая грудь:
Опустились у молодца белы руки,
Растворилась его рана смертоносная,
Пролилась ручьем кипячим кровь горячая.
....

Ср.
Всю ночь бесчувственный Руслан
Лежал во мраке под горою.
Часы летели. Кровь рекою
Текла из воспаленных ран.
Поутру, взор открыв туманный,
Пуская тяжкий, слабый стон,
С усильем приподнялся он,
Взглянул, поник главою бранной —
И пал недвижный, бездыханный.
Subscribe

  • библиографическое

    А вот скажите, как так может быть, что 5-томное прижизненное издание французского поэта Мильвуа, вышедшее в 1814 г. (Oeuvres completes de Charles…

  • мутно небо, ночь мутна

    Спрошу вот про поэта Пушкина - не кажется ли вам, что эти вот два текста на первоначальном этапе могли быть частью одного замысла? Один текст -…

  • О непонимании

    Какой, однако, интенсивный поэтический диалог о непонимании между поэтами и женщинами развернулся в Москве в 1831-1832 году! В 21-м номере…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments